Страх или горький опыт: почему казахстанцы готовы тратить миллиарды на лечение за рубежом

Ежегодно казахстанцы тратят миллионы долларов на лечение за рубежом. В 2020 году для получения медпомощи из страны выехали почти 19 тысяч человек, годом позже – уже 56 тысяч. Тем временем сами медики утверждают, что высокотехнологичное качественное лечение доступно и у нас даже по ценам, намного ниже заграничных. Почему же тогда соотечественники предпочитают лечиться в других странах и что мешает развитию медицинского туризма у нас, выясняла корреспондент Liter.kz.

В июне текущего года в Счетном комитете причиной увеличения числа выезжающих за медпомощью казахстанцев назвали снижение уровня доверия к отечественным врачам. В ведомстве отметили, что люди жалуются на ошибки врачей и их равнодушие.

В подтверждение сведений комитета можно привести немало публикаций в соцсетях и новостных пабликах о неправомерных или неграмотных действиях врачей.

К примеру, в апреле 2022 года врача-анестезиолога в Западно-Казахстанской области признали виновным в смерти роженицы, которая умерла на операционном столе.

Спустя месяц в Атырау многодетная мать скончалась во время родов. Ее родственники обвинили врачей в халатности и рассказали, что медики так давили на живот погибшей, что у той лопнула селезенка.

В перинатальном центре Алматы после планового кесарева сечения у роженицы отказали почки и печень. При этом проблем со здоровьем у женщины и у новорожденного не было, операция также прошла без особенностей. На следующий день после родов алматинка скончалась.

В июне в Павлодаре у женщины после родов открылось небольшое кровотечение, которое и стало для нее смертельным. Все это время она наблюдалась у врачей городской больницы №1, которые не смогли оказать должной помощи пациентке. Виновные понесли дисциплинарное наказание, но не уволены.

И это лишь малая часть подобных случаев, за год их происходит гораздо больше. На этом фоне неудивительно желание казахстанцев получать медпомощь в других странах.

Между тем медицинское сообщество с выводами Счетного комитета не согласно. Доктор медицинских наук, профессор, акушер-гинеколог Вячеслав Локшин считает, что практика выезда людей за рубеж для лечения – это не только казахстанское явление. Быть идеальными во всем невозможно, считает он. Медицина разных стран по-своему сильна в определенных направлениях. По словам Локшина, граждане Канады выезжают лечиться, к примеру, в Израиль, так как у себя платные операции им обходятся дороже, а бесплатные приходится ждать около двух лет. Французы едут в Испанию и Бельгию для процедуры донорства. Китайские пары ищут суррогатных мам в США.

Южная Корея, Германия, Израиль и в последнее время Турция – это государства, которые работают на привлечение пациентов со всего мира. Платежеспособные жители разных стран, в том числе и казахстанцы, едут туда из-за оптимального соотношения цены, качества и сервиса. В Южной Корее, к примеру, в аэропортах организованы отдельные выходы для тех пассажиров, которые прилетели за медпомощью.

Сильные стороны есть и у казахстанской медицины, уверяет Вячеслав Локшин. С его слов, к нам тоже едут иностранные туристы, в основном за качественными и недорогими стоматологическими услугами, проведением экстракорпорального оплодотворения, операций по замене суставов и на сердце, особенно стентирования и шунтирования.

Цена на проведение экстракорпорального оплодотворения в Казахстане самая низкая в мире. Однажды ко мне обратилась пациентка, у которой было семь неудачных процедур ЭКО в Южной Корее. Всего она заплатила за них около 250 тысяч долларов. Я посчитал, что у нас семь процедур обошлись бы ей в 30 тысяч долларов. Кроме этого, ей подсадили четыре эмбриона. Мы же даже трех эмбрионов не подсадим, так как многоплодная беременность – большие риски для женщины. Сейчас все больше пар узнают, что теперь за ЭКО не нужно никуда ехать. У нас процедуру можно провести качественно и намного дешевле. А по квоте еще и бесплатно, – поделился информацией доктор.

Он признал, что в определенных областях казахстанское здравоохранение уступает другим передовым странам. К ним относится лечение онкологических заболеваний из-за отсутствия в некоторых регионах республики современных аппаратов для проведения лучевой терапии. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только недавно. И сейчас это направление, несмотря ни на что, можно назвать конкурентоспособным.

Еще одним тормозящим фактором он назвал долгий путь внедрения инновационных методов диагностики и лечения в Казахстане. Во многих государствах, которые сегодня считаются лидерами в медицинском туризме, очень быстро внедряют ноу-хау, недавно разработанные препараты. Неудивительно, что больной предпочтет современные передовые методы. Между тем, по данным Министерства здравоохранения РК, за последние три года были одобрены к применению 63 инновационные технологии диагностики, лечения и реабилитации.

Вячеслав Локшин считает, что есть несколько причин, почему, несмотря на достижения отечественной медицины, казахстанцы по возможности предпочитают выезжать на лечение за рубеж.

 Думаю, соотечественники подвержены стереотипам, что если за границей – то, значит, качественно. Исторически сложилось у нас, что импортное – это лучшее. Во-вторых, имеет место слабое информирование о возможностях казахстанской медицины. В-третьих, определенные страны наработали большой опыт в лечении некоторых заболеваний. К примеру, в Германии очень успешно борются с онкогематологией. В некоторых странах очень развита уникальная детская реабилитация. Поэтому туда едут со всего мира за качественной медицинской помощью, – говорит Вячеслав Локшин.

О тенденции выезжать для получения медпомощи говорит и главный врач поликлиники №8 г. Нур-Султана Канат Тосекбаев. Он возглавлял Республиканский центр развития здравоохранения и не понаслышке знает о ситуации с медицинским туризмом.

В целом можно сказать, что данная тенденция в Казахстане идет на убыль. Это связано с тем, что у наших врачей повышается уровень квалификации, и на сегодняшний день они уже могут конкурировать с зарубежными клиниками, – говорит врач.

По словам Каната Тосекбаева, 60% пациентов выезжают для подтверждения диагноза, который ставят в Казахстане. Остальные обращаются за консультацией заграничных специалистов для постановки диагнозов и прохождения реабилитации.

За рубеж на лечение из Казахстана едет, конечно же, платежеспособное население. По тому исследованию, которое мы проводили, это порядка 10% от всего населения нашей страны. К примеру, только алматинцы тратят на лечение за рубежом свыше 500 млн долларов в год. Но нужно отметить, что казахстанские клиники на сегодняшний день тоже предоставляют хорошую медицинскую помощь. В первую очередь это отделения кардиохирургии и нейрохирургии. Также хотелось бы отметить, что по сравнению с зарубежной медициной в нашей стране сравнительно дешевые цены, но при этом качество такое же высокое. Поэтому по данным направлениям мы видим, что к нам уже едут иностранные пациенты для того, чтобы получить медицинскую помощь на платной основе, – утверждает Тосекбаев.

Он напомнил, что в Казахстане действует постановление правительства по проведению лечения за рубежом. То есть по тем заболеваниям, которые невозможно вылечить в РК, пациентов отправляют за границу. Для этого есть определенная процедура, которая включает в себя консультацию внештатных специалистов Минздрава, профильных экспертов из научно-исследовательских центров. По данным Фонда соцмедстрахования, в первом квартале текущего года на лечение направлено 15 человек в Турцию, шесть пациентов – в Россию, двое – в Германию и один – в Южную Корею.

Канат Тосекбаев добавил, что с каждым годом перечень таких заболеваний сокращается, потому что большую их часть наши врачи научились лечить сами.

К большому сожалению, среди пациентов имеет место быть недоверие к нашим медицинским работникам. Между тем на самом деле та медпомощь, или те диагнозы, которые ставили у нас, подтверждаются и лечение проводится правильно. У нас уже есть врачи, которые проводят инновационные операции и формируют казахстанский медицинский бренд, – уверяет специалист.

Еще одной проблемой развития отечественной медицины эксперты называют дефицит кадров. Казахстанскому здравоохранению остро не хватает врачей общей практики, реаниматологов, анестезиологов, акушеров-гинекологов, которые испытывают колоссальные нагрузки. В целом по Казахстану не хватает более четырех тысяч врачей.

Основная нагрузка в первую очередь идет на поликлиники. Это, так сказать, фронт-офис казахстанской медицины. Кто встречает пациента? Это врач общей практики. Таких врачей нужно много. В среднем нагрузка на одном участке на одного такого специалиста по стандарта, должна составлять 1 700 человек. Но этот показатель у нас превышается в несколько раз. Далее я сказал об акушерах-гинекологах. Многие, наверняка, слышали о том, что Казахстан переживает беби-бум. Прошлый год дал рекордное количество родов – впервые в стране было зафиксировано более 430 тысяч родов. Такое количество родов повлекло за собой дефицит неонатологов, – говорит эксперт.

Как отметил Канат Тосекбаев, одна из причин такого дефицита – сильная психоэмоциональная нагрузка, которую испытывают люди в белых халатах.

У нас очень жесткое законодательство в плане врачебной ошибки. Медицинское сообщество надеется, что будет принят Закон о страховании медицинской деятельности. Поэтому просьба к казахстанцам относиться к врачу и медсестре как к таким же людям, как и вы, со своими эмоциями, такими же, как у вас, проблемами, такими же семьями. Мы тоже земные люди, – говорит главврач.

Основной стимул для врачей оставаться в профессии – это соцпакет. Например, если в село в Костанайской области приедут акушеры-гинекологи и неонатологи, они получат 5 млн тенге подъемных, а в город Костанай – 3,5 млн тенге. Такие цифры были озвучены недавно на одном из заседаний Счетного комитета.

 Дефицит врачей испытывает не только наша страна. Это общемировая тенденция. Несколько лет назад миру не хватало 20 млн врачей. Почему так происходит? Врача очень долго нужно учить. В Казахстане это занимает 8-10 лет. И не все доходят до финиша. Очень большая выбываемость из профессии по причине большой физической и психоэмоциональной нагрузки. Анестезиологи-реаниматологи практически не доживают до пенсии. Кроме того, что они обязаны уметь лечить, они должны обладать милосердием, состраданием, быть способными к самопожертвованию. И запал всех этих качеств через какое-то время истощается. Происходит выгорание. Люди уходят из профессии, – считает Тосекбаев.

Эксперты считают, что для развития отечественной медицины, повышения доверия к врачам и привлечения пациентов из-за границы необходимо стимулировать кадры, мотивировать их соцпакетом. Пока этого не будет, в медицине продолжат оставаться только те, кто работают по зову сердца. А таковых сейчас становится все меньше. Другой вопрос в том, что если казахстанское здравоохранение конкурентоспособно с другими передовыми странами, почему же тогда сами жители республики мало что об этом знают? Налицо слабая информационная работа, поскольку даже на внутреннем рынке негатива в сторону врачей сыпется в разы больше, чем позитивных новостей.