Пересекаются интересы: почему тарифы на медуслуги неэффективно разрабатывают в Казахстане

Медицинский эксперт обозначил ряд проблем в здравоохранении Казахстана.

Качество оказания медицинских услуг – одна из живо обсуждаемых тем в казахстанском обществе. Доступность медпомощи, компетентность врачей, наличие или отсутствие оборудования, очередь на прием к узкому специалисту, обшарпанные поликлиники – вот далеко не полный список наболевших моментов. Вопросами здоровья озабочены и сами врачи. Эксперт здравоохранения, МРН, МВА, директор поликлиники № 8 города Астаны Канат Тосекбаев в интервью Liter.kz рассказал, в чем кроются основные проблемы в медицинской сфере.

– Канат Дуйсенбаевич, расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с финансированием в сфере здравоохранения?

– Объем финансирования сферы здравоохранения в Казахстане из года в год увеличивается. Если раньше система была недофинансирована, деньги выделялись зачастую по остаточному принципу, то теперь медицинская сфера получила должное внимание. В 2022 году был выделен один триллион семь миллиардов тенге, в 2023-м – один триллион девять миллиардов тенге. Увеличение финансирования запланировано и на следующий год.

Но, несмотря на регулярный рост финансирования, улучшения качества медицинской помощи мы не видим. Причина кроется в нарушении бизнес-процессов внутри медорганизаций. Ряд медицинских объектов у нас недофинансирован. В прошлом году это были роддома, амбулаторно-поликлиническое звено, детские стационары и инфекционная служба. Именно на данные направления тарифы самые низкие во всей системе.

Отдельные тарифы перенасыщены, такие услуги, как кардиохирургия, процедура гемодиализа, томотерапия. Там наблюдается перепотребление финансовых средств.

– Из чего складываются тарифы и какая организация в Казахстане их разрабатывает?

– Для начала хотелось бы отметить, что на сегодняшний день позиции Казахстана в мировом индексе здравоохранения оставляют желать лучшего. Среди основных факторов, обеспечивших республике такое положение, является низкий уровень финансирования. Государственные расходы в РК на здравоохранение на протяжении ряда лет не превышали 2,8% ВВП (для стран ОЭСР рекомендуется не менее 6% ВВП), что покрывало только 58% суммарных затрат в этой сфере, остальные издержки оплачивались лично пациентами, что снижало доступность медицинских услуг. Каждая медицинская услуга имеет определенную стоимость, то есть тариф. Тарифы складываются из прямых и косвенных расходов, такие как затраты на лекарственные средства, зарплата врача, медсестры, расходов на электричество и т. д. Но тарифы не учитывают аспекты, необходимые для развития медицинской организации – обновление медицинского оборудования, амортизация здания. Все это должно быть в тарифах.

Сейчас нельзя сказать, что тарифы разработаны адекватно и справедливо, так как разработчиками тарифов являются профильные медицинские организации, некоторые ассоциации и департаменты тарифообразования, что говорит о возможном интересе с их стороны. В любом случае процессу тарифообразования требуется максимальная транспарентность.

– Как Вы считаете, кто должен заниматься их разработкой?

– Тарифы не должны разрабатывать заинтересованные организации. В Казахстане работает Объединенная комиссия по контролю качества при Минздраве (ОКК), которая состоит из разных экспертов. Рабочим органом ОКК является Национальный научный центр развития здравоохранения, но состав комиссии должен состоять из независимых медицинских ассоциаций. Их сейчас достаточно в Казахстане. Конечно, весь процесс тарифообразования должен проходить максимально прозрачно.

– Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять, чтобы пересмотреть тарифы?

– По всем недофинансированным направлениям есть необходимость пересмотра стоимости тарифа. Для этого требуется проведение аудита всех действующих медицинских тарифов. Когда премьер-министр РК Алихан Смаилов только начал работать в нынешней должности, он во время заседания кабинета министров поручил главе Минздрава: “Ищите деньги в системе”.

Аудит поможет обнаружить перенасыщенные тарифы и те сферы, которые страдают из-за низкой оплаты. Затем тарифы можно будет привести к справедливой стоимости и путем перераспределения средств адекватно наполнить.

– Кто должен будет провести аудит? Министерство здравоохранения?

– Я считаю, что это должны делать сторонние аудиторские организации. К примеру, компании Big 4, которые в рамках контракта проведут полный аудит. Так, мы избежим перекрестного интереса разных сторон.

К примеру, глобальное пересечение интересов мы наблюдаем сейчас, когда Фонд медицинского страхования заключает контракты с медицинскими организациями, разыгрывает тендер на оказание медицинских услуг, разрабатывает тарифы, мониторит качество заполнения медицинской документации и сам же штрафует медорганизации.

– Сможет ли компания проверить тарифы в сфере здравоохранения? Не требуется ли для этого быть в системе?

– Аудиторская компания проверит не качество оказания медицинских услуг, а соответствие тарифов, их наполнение. Это чистая математика. К примеру, рассмотрим процедуру УЗИ-диагностики. Тариф на процедуру составляет из зарплаты врача, медсестры, расходников, коммунальные расходы и т. д. Но сюда не входит содержание и обновление УЗИ-аппарата, повышение квалификации сотрудников.

– Проблема качества оказания медицинских услуг заключается только в размере тарифов или есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание?

– Кроме пересмотра стоимости тарифов требуется и рационально использовать средства. Не секрет, что финансы часто расходуются неэффективно. К примеру, нередка ситуация, когда в медицинской организации на складе хранятся залежи лекарственных средств, но зачем-то производится дополнительный закуп препаратов.

Первый руководитель должен нести персональную ответственность за то, как тратятся деньги. А сейчас неэффективное планирование и траты не подразумевают административную ответственность. Максимум – замечание или выговор. Если усилить это направление, ситуация улучшится и средства в организациях будут использованы строго по назначению и эффективности. Считаю, что необходимо предусмотреть как минимум административную ответственность и внести соответствующие поправки в Административный кодекс.

– Вы сказали, что качество оказания медицинской помощи не улучшается. По каким параметрам оценивается этот показатель?

– Есть ряд показателей, характеризующих качество оказанных медицинских услуг. Это жалобы от населения, показатель удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, доступность и так далее. Согласно данным социологов, среди прочих проблем, которые ярко обсуждаются среди населения, на третьем месте находятся вопросы здравоохранения. То есть казахстанцы часто обсуждают сферу здоровья. Больше всего жалоб приходится на поликлиники, и это понятно, потому что в первую очередь население обращается за медицинской помощью в поликлинику.

Казахстан в части построения качественной амбулаторно-патронажной службы задавал и задает глобальную повестку в мире. Еще в 1978 году на конференции ВОЗ принята Алма-Атинская декларация, после ВОЗ в 2018 году принял Астанинскую декларацию, в этих документах заложены основы формирования качественной поликлинической службы. Есть третья цель ООН устойчивого развития до 2030 года – всеобщий охват услугами здравоохранения. Он подразумевает получение всех базовых медицинских услуг независимо от финансовых возможностей гражданина. Всемирная организация здравоохранения рекомендует переориентировать национальные системы здравоохранения на поликлиническую службу. 90% основных мероприятий в рамках охвата услугами здравоохранения могут осуществляться через поликлинику, равно как и 75% прогнозируемых выгод для здравоохранения могут быть обеспечены через ПМСП. Таким образом, тарифы на амбулаторно-поликлиническую службу, да и в целом финансирование профилактической медицины должны превосходить стационарную службу.

Разве не логичнее пересмотреть тарифы и повысить стоимость услуг, которые направлены на профилактику здоровья? Ведь не зря говорят, что болезнь легче и дешевле предупредить, чем лечить.

– Если тарифы будут приведены к адекватной стоимости, какие результаты мы сможем ожидать?

– Адекватно наполненные тарифы положительно скажутся на всей системе. В оказании услуг населению будут заинтересованы и частные клиники. Сегодня медицинский бизнес представлен лишь в отдельных категориях медпомощи. Зачастую данные организации имеют преимущество перед госполиклиниками, потому что они арендуют современные помещения, закупают хорошую мебель. Пациент в ожидании приема находится в светлом красивом холле и потом проходит лечение на современном оборудовании. В этом смысле госполиклиники проигрывают коллегам. Мы зависим от объема финансирования и оказываем медицинскую помощь независимо от рентабельности оказываемой медицинской услуги. У первых руководителей поликлиник нет средств на все необходимые работы. Вместо этого главные врачи выпрашивают деньги из бюджета. И тот же ремонт могут одобрить или не одобрить, или пообещать через два года. Также и с необходимым медицинским оборудованием. Таким образом, при адекватной системе финансирования и должном государственном контроле выделяемых средств появится независимость государственных медицинских организаций в плане обновления парка медоборудования, проведении ремонта, обучении специалистов и так далее.