Первый месяц:
- У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный» — если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный» — если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет cосательные движения; «хватательный» — если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
- Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
- Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.
- Кулачки крепко сжаты.
- Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
- Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
Второй месяц
- Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.
- Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).
- Издавать звуки (агукать).
- Лежа на животе, поднимать голову на 45°.
- В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».
- Может успокоиться сосанием.
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Третий месяц
- Смеется вслух.
- Капризничает и хнычет, протестующе кричит.
- Гулит в ответ на звуки.
- Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
- Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
- На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
- Находит источник звука и света.
- Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
- Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.
- Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.
- Произносит первые слоги.
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
- Лежа на животе, поднимает голову на 90.
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
- Громко смеется.
- Визжит от восторга.
- Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
- Переворачивается (в одну или обе сторону).
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
- Смеется, когда его щекочут.
- Затихает, когда слышит музыку.
Пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.
- Кувыркается, раскачивается и сгибается.
- Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
- Сосет пальцы на ногах.
- Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.
- Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.
- Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
- С удовольствием рассматривает лица на картинках.
- Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
- Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
- Различает знакомых и незнакомых людей.
- Любит играть во время еды.
- Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
- Осматривается в незнакомой обстановке.
- Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
Шестой месяц
- Пытается ползти на животе.
- Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.
- Перекатываясь со спины на бок.
- Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.
- Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
- Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.
- Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
- Любит играть едой.
- Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
- Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.
- Внимательно вслушивается в речь.
- Откликается на свое имя.
- Издает самые разнообразные звуки.
- У него могут резко меняться настроение и эмоции.
- Долго и тщательно изучает предметы.
- Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.
- Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
- Может сравнивать два предмета.
Седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным.
- Совершенствуется умение сидеть.
- Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
- Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.
- Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
- Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
- Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
- Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
- Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
- Гладит свое отражение в зеркале.
- Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.
- Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».
Восьмой месяц
- У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
- Ребенок ползает
- Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок
- Может долго играться с предметами
- Привязан к родителям, остерегается посторонних
- Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
- Осознано говорит «мама» и «папа»
- Ползает с игрушкой в руке
- Встает у опоры
- Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
- Хлопает в ладоши и машет руками
- Гладит и целует свое отражение в зеркале
- Все пробует на вкус
Девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами.
- Поднимает и играет двумя предметами одновременно.
- Может листать толстые страницы картонной книжки.
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.
- Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.
- Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.
- Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
- Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.
- Может разворачиваться, когда ползает.
- Сует пальчики во все дырочки.
- Может научиться защищать себя и свои игрушки.
- Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.
- Имитирует различные звуки.
- Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
- Выполняет простые просьбы.
Десятый месяц
- Может вставать у опоры.
- Ходит, держась обеими руками.
- Садится из положения стоя.
- Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».
- Может унести два мелких предмета в одной руке.
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
- Обожает играть с водой.
- Подражает жестам, выражениям лица, звукам.
- Боится незнакомых мест.
- Любит подражать действиям других.
- Понимает и выполняет некоторые просьбы.
- Открывает ящики и исследует их содержимое.
- Любит помещать предметы друг в друга.
Одиннадцатый месяц
- Самостоятельно садиться из положения на животе.
- Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.
- Понимать слово «нельзя».
- Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
- Ходить, держась за мебель.
- Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
- Короткое время стоять без посторонней помощи.
- Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай».
- Выражать свои желания другим способом, кроме плача.
- «Играть в мячик» (катить вам мяч обратно).
- Пить из чашки без посторонней помощи.
- Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).
- Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа».
- Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).
Двенадцатый месяц
- Самостоятельно стоит, ходит.
- Встает из положения сидя на корточках.
- Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
- Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
- Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.
- Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.
- Начинает капризничать.
- Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
- Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.
- Начинает проявлять чувство юмора.
- Откусывает, жует твердую пищу.
- Пользуется ложкой и чашкой.
- Понимает почти все из того, что ему говорят.
- Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.
- Узнает животных на картинках.
- Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.
- Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад!