Календарь развития ребенка по месяцам

Первый месяц:

  • У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный» — если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный» — если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет cосательные движения; «хватательный» — если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
  •  Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
  •  Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.
  •  Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
  •  Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.
  •  К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
  •  Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.
  •  Кулачки крепко сжаты.
  •  Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
  •  Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.

Второй месяц

  • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.
  •  Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).
  •  Издавать звуки (агукать).
  •  Лежа на животе, поднимать голову на 45°.
  •  В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.
  •  Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
  •  Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
  •  Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».
  •  Может успокоиться сосанием.
  •  Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
  •  Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Третий месяц

  •  Смеется вслух.
  •  Капризничает и хнычет, протестующе кричит.
  •  Гулит в ответ на звуки.
  •  Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
  •  Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.
  •  Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
  •  На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.
  •  Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
  •  Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
  •  Находит источник звука и света.
  •  Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.
  •  Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
  •  Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.
  •  Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
  •  Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Четвертый месяц

  •  Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.
  •  Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.
  •  Произносит первые слоги.
  •  Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.
  •  Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
  •  Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
  •  Лежа на животе, поднимает голову на 90.
  •  Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
  •  При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
  •  В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
  •  Громко смеется.
  •  Визжит от восторга.
  •  Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
  •  Переворачивается (в одну или обе сторону).
  •  Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
  •  Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
  •  Смеется, когда его щекочут.
  •  Затихает, когда слышит музыку.

Пятый месяц

  • Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.
  •  Кувыркается, раскачивается и сгибается.
  •  Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
  •  Сосет пальцы на ногах.
  •  Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.
  •  Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.
  •  Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
  •  С удовольствием рассматривает лица на картинках.
  •  Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
  •  Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
  •  Различает знакомых и незнакомых людей.
  •  Любит играть во время еды.
  •  Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
  •  Осматривается в незнакомой обстановке.
  •  Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.

Шестой месяц

  • Пытается ползти на животе.
  •  Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.
  •  Перекатываясь со спины на бок.
  •  Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.
  •  Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
  •  Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.
  •  Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
  •  Любит играть едой.
  •  Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
  •  Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.
  •  Внимательно вслушивается в речь.
  •  Откликается на свое имя.
  •  Издает самые разнообразные звуки.
  •  У него могут резко меняться настроение и эмоции.
  •  Долго и тщательно изучает предметы.
  •  Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.
  •  Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
  •  Может сравнивать два предмета.

Седьмой месяц

  •  Ребенок становится более подвижным.
  •  Совершенствуется умение сидеть.
  •  Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
  •  Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.
  •  Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
  •  Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
  •  Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
  •  Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
  •  Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
  •  Гладит свое отражение в зеркале.
  •  Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.
  •  Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».

Восьмой месяц

  •  У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
  •  Ребенок ползает
  •  Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок
  •  Может долго играться с предметами
  •  Привязан к родителям, остерегается посторонних
  •  Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
  •  Осознано говорит «мама» и «папа»
  •  Ползает с игрушкой в руке
  •  Встает у опоры
  •  Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
  •  Хлопает в ладоши и машет руками
  •  Гладит и целует свое отражение в зеркале
  •  Все пробует на вкус

Девятый месяц

  •  Хлопает в ладоши и стучит предметами.
  •  Поднимает и играет двумя предметами одновременно.
  •  Может листать толстые страницы картонной книжки.
  •  Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.
  •  Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.
  •  Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.
  •  Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  •  Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.
  •  Может разворачиваться, когда ползает.
  •  Сует пальчики во все дырочки.
  •  Может научиться защищать себя и свои игрушки.
  •  Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.
  •  Имитирует различные звуки.
  •  Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.
  •  Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
  •  Выполняет простые просьбы.

Десятый месяц

  •  Может вставать у опоры.
  •  Ходит, держась обеими руками.
  •  Садится из положения стоя.
  •  Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.
  •  Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».
  •  Может унести два мелких предмета в одной руке.
  •  Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
  •  Обожает играть с водой.
  •  Подражает жестам, выражениям лица, звукам.
  •  Боится незнакомых мест.
  •  Любит подражать действиям других.
  •  Понимает и выполняет некоторые просьбы.
  •  Открывает ящики и исследует их содержимое.
  •  Любит помещать предметы друг в друга.

Одиннадцатый месяц

  •  Самостоятельно садиться из положения на животе.
  •  Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.
  •  Понимать слово «нельзя».
  •  Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
  •  Ходить, держась за мебель.
  •  Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
  •  Короткое время стоять без посторонней помощи.
  •  Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай».
  •  Выражать свои желания другим способом, кроме плача.
  •  «Играть в мячик» (катить вам мяч обратно).
  •  Пить из чашки без посторонней помощи.
  •  Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).
  •  Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа».
  •  Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).

Двенадцатый месяц

  •  Самостоятельно стоит, ходит.
  •  Встает из положения сидя на корточках.
  •  Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
  •  Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
  •  Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.
  •  Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.
  •  Начинает капризничать.
  •  Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
  •  Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.
  •  Начинает проявлять чувство юмора.
  •  Откусывает, жует твердую пищу.
  •  Пользуется ложкой и чашкой.
  •  Понимает почти все из того, что ему говорят.
  •  Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.
  •  Узнает животных на картинках.
  •  Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.
  •  Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад!